Измерение № 4

Блез Мотен учился у знаменитого парфюмера Жан-Клода Жигодо. Вот уже 10 лет он составляет духи по личным заказам. А несколько лет назад сеть отелей Park Hyatt назначила Мотена своим официальным парфюмером.

В чем вы видите родство парфюмерного искусства и магии?

Благоухающий след, который остается за человеком, носящим хорошие духи, заставляет мечтать, уносит нас в трансцендентный мир. Поэтому парфюмера, создавшего такой ольфактивный след, вполне можно уподобить чародею. Ему действительно подвластны стихии, каковыми являются эссенции, разложимые в химических формулах, но поиски и получение волшебных сочетаний этих эссенций недоступны никакой логике и поэтому подобно магии, необъяснимы рациональными способами.

Ведь образ, создаваемый духами, вводит нас как бы в четвертое измерение, представляя завершающую черту своеобразия личности или явления. Этот благоухающий след является также одним из наиболее действенных образов, отражающих недоступность роскоши, и именно поэтому ведущие кутюрье заказывают духи, соименные своим брендам. Этим они как бы запечатывают свои творения.

В парфюмерном деле запахи называются нотами. Вам нравится сравнение парфюмера с музыкантом?Измерение № 4

Конечно. Орган, на котором я ежедневно играю, — это мои флаконы с эссенциями. Высокие звуки — это ноты головы, средние — ноты сердца, а басовому регистру соответствуют ноты фона. Каждый запах в сочетании с другим создает аккорд, как ноты в музыке, а поскольку запахов больше, чем нот, число ольфактивных аккордов безгранично.

Парфюмеру, как и музыканту, важно эмоционально пробудить свою «аудиторию».

Какие запахи оказывают действие, сравнимое с магическим?

Для меня это запахи розы, жасмина, пачули и меда. Они переносят меня в детство. Например, воск заставляет меня сразу вспомнить спальню бабушки.
А какие запахи поднимут вам настроение в хмурое утро?

Запах цветов, аромат крем-брюле, доносящийся из духовки, мускус, благоухание леса и трав, свежесть моря.
Тогда что способно испортить вам настроение?

Запах виски! Потому что в детстве я по неопытности им злоупотребил. А еще запах дешевых духов — их приторность меня просто оглушает.
Можно ли создать универсально притягательные духи?

Это, конечно же, недостижимый идеал. Но, на мой взгляд наиболее приближается к подобному идеалу воистину волшебный аромат Chanel №5. Неслучайно он нравится большинству людей.

Знаменательно, однако, что ключевые события истории его создания объяснимы не иначе как магическим стечением обстоятельств. У Коко Шанель был роман с великим князем Дмитрием Павловичем, а у того еще с царских времен был свой личный парфюмер, Эрнест Бо.  Когда в 1921 году мадемуазель Шанель решила для создания большего эффекта представить во время показа своей коллекции одежды новые духи, она заказала их парфюмеру своего бывшего любовника.

Из восьми образцов, предложенных ей Эрнестом Бо, она остановила свой выбор на пузырьке, помеченном номером «5», поскольку презентация коллекции должна была проходить 5 мая. А если бы была назначена другая дата для показа и она бы выбрала другой образец, Chanel №5 не стали бы универсально притягательными духами.

Как вы создаете духи?

Для меня очень важно хорошо знать моего клиента: его прошлое, его вкусы, взгляды на жизнь, мировоззрение, как он сам себя понимает. И когда я начинаю понимать личность клиента, флакончики как бы призывают: «Возьми меня, я здесь лучше подойду». Здесь нет никакой логики.
А как рождается тот образ, который ложится в основу ольфактивной формулы новых духов?

Часто этот образ возникает благодаря прямо-таки мистическому стечению обстоятельств. Приведу два примера. Меня поразил один случай, который произошел в семье Наполеона III. Один из его сыновей погиб во время военной кампании в Южной Африке. Императрица Евгения отправилась искать могилу сына, а это было очень опасно, поскольку война еще не закончилась.

Проведя несколько дней в безрезультатных поисках, она оставалась на месте, несмотря на близость повстанцев. Проснувшись однажды рано утром, императрица почувствовала запах фиалок и, как бы ведомая этим благоуханием, пошла по заброшенным тропинкам, не обращая внимания на настойчивые увещевания своей свиты. Фиалковый аромат привел мать на могилу сына.

Несколько лет назад, во время аукциона, меня представили правнучке Наполеона III, и мы стали добрыми знакомыми. Я создал для нее духи с фиалковой доминантой. А год назад меня разыскала одна дама, крупный продюсер. Ей случилось провести несколько дней в гостинице Ararat Park Hyatt в Москве, для которой я создал сувенирные духи. Мои духи ей так понравились, что она заказала мне сочинить духи и для нее.

При встрече с моей клиенткой я узнал в ней красивую женщину, которую как-то видел на выставке Пикассо. Я запомнил ее, потому что ее профиль перекликался с одним из портретов. Духи, которые я составил для нее, называются Dame aux Miroirs — «Дама с зеркалами».

А для своих родных и близких вы делаете духи?

Конечно. Для моей мамы, которая страстно любит Марлона Брандо и Мэрилин Монро, я составил духи на базе альдегидов в сочетании с гарденией и тиари, пахучих полинезийских цветов, из которых делают гирлянды на шею. Маме, хоть она и никогда не была на полинезийских островах, мои духи так понравились!
А какие духи вы бы создали для доброй волшебницы?

Освежающую воду, благоухающую бутонами роз.
А для злой волшебницы?

Туберозу с ее приторным ядовитым запахом.

Автор: Татьяна Матанцева

Рандомно подобранные статьи:

На что способен человек в 4 измерении?!


Методически связанный материал:

Комментарии закрыты.