Парфюмерия. в моде — ностальгия
В наше время корпоративного конформизма и глобализации брэндов новое поколение дизайнеров, работающих в самых разных областях — моды, кино, автомобилей, интерьеров, — в поисках вдохновения и ощущения подлинности склонны обращаться к прошлому. В парфюмерию эта тенденция проникает довольно медленно. Многие модные дома непрерывно выпускают новинки в надежде, что по крайней мере одна из них окажется достаточно сильной и пополнит ряды классических образцов.
Между тем в попытке вырваться из сетей всемогущих брэндов требовательный покупатель поневоле обращается к ароматам прошлых лет.
В таком устремлении есть нечто большее, чем просто трепетное отношение ко всему элитарному. Ароматы, признанные классическими, отвечают всем требованиям, предъявляемым к брэнду: традиционность, надежность, способность вызывать эмоциональный отклик, легенда. Тайна подобных ароматов начинается с их состава, поддерживается чарующим названием и закрепляется знаменитой формой флакона и упаковкой.
Тяга к старинной роскоши
Автор книги «Духи» Регина Спелман отмечает, что «мода на одежду в стиле ретро способствовала росту спроса и на старинные духи». В связи с чем все больше людей проявляют интерес к созданным несколько десятков лет тому назад ароматам как к «близким им по духу». Стремление подчеркнуть свою индивидуальность очень сильно, а кроме того, по мнению Спелман, в парфюме прошлых лет присутствует элемент, которого, к сожалению, так недостает его современным собратьям: «В старинных духах присутствуют ностальгические ольфактивные ноты, а многие из них к тому же еще и в высшей степени экстравагантны».
Тяготение все большего числа потребителей к необычным, «антикварным» парфюмерным творениям позволяет торговцам зарабатывать немалые деньги. Например, в Германии, в Дюссельдорфе, в двух парфюмерных магазинах Schnitzler на каждые 800 единиц современных композиций продается по 200 единиц ароматов, впервые выпущенных до 1960 года.
Итак, возникает вопрос, когда же был расцвет парфюмерии?
Созданный Жаком Герленом в 1919 году аромат Mitsouko, сочетающий в себе ноты персика и дубового мха, фруктово-шипровые ноты которого позднее обнаружились в духах Femme от Rochas, признан одним из первых парфюмерных шедевров. В двадцатые годы прошлого века появились легендарные духи, снискавшие мировую славу: Shalimar от Guerlain (1925), Aprege от Lanvin (1927) и аромат номер один во всем мире — Chanel № 5 (1921). Власть этих духов остается незыблемой.
Регина Спелман считает лучшими творениями минувшего века ароматы Knize Ten, Mitsouko и Miss Dior. Мужской аромат Knize Ten был выпущен в 1924 году венским торговцем мужскими принадлежностями по фамилии Knize. Сегодня эти духи продаются во многих странах мира, хотя их основным рынком была и остается Германия.
Сороковые годы прошлого столетия тоже оказались весьма плодотворными на замечательные ароматы. Например, в 1948 году на свет появились цветочные L’Air du Temps от Nina Ricci, которые до сих пор остаются бестселлером. Нынешний владелец брэнда — группа Puig — планирует крупный повторный выпуск этих духов в 2003 году. Еще один пример — Femme от Rochas, созданные в 1944 году Эдмондом Рудницка, в 1994 году в связи с пятидесятилетним юбилеем они пережили второе рождение.
Eau d’Hermes, созданный в 1951 году им же, теперь каждый год выходит ограниченной партией в коллекционной упаковке.
Один из лучших «носов» XX столетия — Эдмонд Рудницка создал также такие шедевры парфюмерии, как Diorissimo в 1956 году (перезапуск аромата в новой упаковке состоялся в 1998 году с Dioressence и Diorella) и Eau Sauvage в 1966 году (упаковка аромата была модернизирована в 2000 году) для Christian Dior. Дизайнер Эльза Скиапарелли в 1937 году выпустила свои в высшей степени экстравагантные амбровые духи под названием Shocking, которые источали запах цветов и леса (в их состав вошло 500 ингредиентов), а их флакон вполне соответствовал названию и шокировал своими размерами, напоминая спасательную куртку для летчиков. Этот аромат до сих пор хорошо продается во Франции и США.
Стирая пыль:
Первыми, кто сообразил, что происходит, и организовал новую волну ажиотажа вокруг старинных духов, были группа YSL Beaute и Том Форд, который решил осенью 2000 года снова вывести на рынок аромат Opium, впервые появившийся в 1977 году. Повторный выпуск удачно совпал с появлением модной коллекции Yves Saint Laurent, выполненной в стиле богемной эстетики семидесятых. Стратегия оказалась верной.
Даже в другой упаковке и с «измененной внешностью» Opium сумел стать одним из классических бестселлеров наряду с Chanel № 5, Mitsouko или Quelques Fleurs (этот аромат был выпущен фирмой Houbigant в 1912 году и пережил второе рождение в 1987-м.
В нынешнем году этим примерам планирует последовать компания Patou и повторно выпустить легендарный аромат Joy. Знаменитый тем, что для создания одной его унции нужно собрать 10 000 цветков жасмина, Joy был создан в 1930 году. Дом Patou обладает и другим сокровищем, которое великолепно гармонирует с новыми веяниями в сфере предметов роскоши и моды.
Духи «1000», выпущенные в 1972 году, — это цветочная смесь пачули, жасмина, листьев фиалки и болгарской розы, а упакованы они в бархатный футляр, подобный изящной шкатулке для ювелирного изделия. Похожие «деликатесы» для парфюмерных гурманов можно обнаружить и среди продукции французского Дома Caron. Главный «нос» фирмы Ричард Фрэйс принадлежит к династии парфюмеров и в настоящее время уже готовит сына для работы в компании.
Около 60% продаж продукции Caron осуществляются пока что на французском рынке. Однако Абед Касеми, менеджер по экспорту фирмы Caron, отмечает, что инвестиции в оформление как классических, так и современных духов марки уже начали окупаться. «Германия, Испания и США — это быстрорастущие рынки, в особенности для таких продуктов, как 14 наших классических ароматов — речь идет о Poivre (1954), Royal Bain de Champagne (1941) или Tabac Blond (1919) и других» — утверждает он.
Кроме того, если говорить о продаже столь высокосортных духов, то дело уже не в количестве, а в имидже. «Классические ароматы помогают нам развиваться дальше, дают направление для составления новых композиций, таких как Anarchiste, Pour Une Femme и Pour Un Homme, которые обещают нам хороший старт на формирующихся рынках Восточной Европы. Но, с другой стороны, эти страны еще не готовы воспринять нашу классику» — отмечает Абед Касеми. Как же сегодня создать аромат, который станет классическим?
Возможно, самый лучший и лаконичный совет по этому поводу дала Коко Шанель русскому парфюмеру Эрнесту Бо, впоследствии придумавшему Chanel № 5: «Создайте такой аромат, который заставит всех остальных парфюмеров позеленеть от зависти». Похоже, что блестящая карьера духов в большей степени объясняется откровением, снизошедшим на одного отдельно взятого гениального человека, нежели влиянием вкусов современных покупателей или совместными усилиями некоего творческого и маркетингового коллектива. Не сдающие своих позиций и после 82 лет существования Chanel № 5 так и остаются самыми продаваемыми духами в мире.
Рандомно подобранные статьи:
Подбор аромата по характеру. Парфюмы для Гамлета (Aleksandra Valerievna)
Методически связанный материал:
-
Японская парфюмерия: мода на экзотику
Не без оснований столицей парфюмерии – как, впрочем, и моды – считаетсяФранция: именно во Франции некогда появились старейшие парфюмерныебренды, именно…
-
Селективная парфюмерия: концептуальность и ностальгия в одном флаконе
Эти духи не для всех. И нельзя сказать, что они для снобов или навороченных нуворишей. Скорее, наоборот. Эти духи — как картины и музыка, которые…
-
Парфюмерия со звездными именами
Пожалуй, лучшая парфюмерная реклама принадлежит Мерлин Монро. Сказав однажды в интервью, что на ночь она надевает только капельку духов Chanel № 5, она…
-
Что такое селективная парфюмерия
Они живые — а потому ведут себя на коже самым неожиданным образом. Они не стараются быть модными — а, напротив, выглядят вызывающе несовременно или…