Кензо: история успеха

Кензо Такада — «кутюрье придумавший 1970-е». Тридцать лет он был одной из самых влиятельных фигур мировой моды. «Волшебник цвета», «самый французский из японских модельеров», «самый креативный» и «наиболее копируемый», Кензо сделал одежду более живой, демократичной и пригодной для повседневного ношения, утверждая моду без иерархий, жестких авторитетов и строгих эталонов.

Уже в силу своего происхождения Такада был просто обязан совершить переворот в «haute couture», привнести в нее необычные силуэты, странные цвета и рисунки. Тем более что после той революции, которую западная мода претерпела в 1960-е, следующее десятилетие оказалось благодатным временем для продолжения экспериментов и открытия новых имен.

В историю модной индустрии 1970-е вошли как время полной свободы и безраздельной эклектики, и одним из творцов подобного стиля, конечно же, был японский кутюрье. Взяв за основу кимоно, он предложил Европе простой крой, объёмность и безразмерность в силуэте, многослойность в одежде и смелые цветовые сочетания. Такие уже привычные сегодня формы, как рукав «летучая мышь» или платье-свитер, впервые были выведены на подиумы именно Кензо.

Кензо: история успеха Так сложился визуальный образ 1970-х, который до сих пор не теряет своей актуальности.

Поводом для приезда Кензо Такадо в Москву послужила персональная выставка его картин — в российскую столицу он привез 16 больших полотен и несколько акварелей. Все работы посвящены театру «Но» — одному из самых древних в Японии видов драматического искусства. Живопись — основное, чем сегодня занимается Кензо, некогда первым из японских дизайнеров завоевавший подиумы Парижа.

Константин Старцев встретился с маэстро и поговорил с ним о моде…

В переводе с японского «кен» означает «умный», а «зо» — «третий». Кензо — третий сын в семье. Одет неброско, выглядит значительно моложе своих лет — в феврале 2014-го господину Такадо исполнится 75 лет.

Спокойно и размеренно пообщаться в ресторане Андрея Деллоса, по приглашению которого кутюрье приехал в Москву, не удалось: мэтр спешил в «The Ritz-Carlton», чтобы переодеться и отправиться ещё в несколько мест. Так что общение протекало в салоне автомобиля. На первый взгляд невозможно и предположить, что этот человек создал тот самый бренд, имя которого можно встретить на одежде, парфюмерных флаконах, аксессуарах и даже часах.

Конечно, сегодня господин Такада не имеет ни малейшего отношения к тому, что выпускается под маркой «Kenzo» — он продал её в 1993 году группе «LVMH», окончательно уйдя из haute couture в 1999-м.

Популярные духи от Кензо:

Kenzo Amour

Kenzo Ca Sent Beau

Kenzo Flower by Kenzo

Kenzo Flower by Kenzo Le Parfum

Kenzo Flower Tag

Kenzo Homme Night

Вы родились и выросли в Японии. Но большую часть жизни провели в Европе, в Париже. Что в вас осталось истинно японского?

Японский характер, который можно охарактеризовать как «фальшиво скромный». То есть человек, претендующий на звание скромного, по-настоящему далек от этого качества. И такое поведение помогает в повседневной жизни. Это из одна из главных японских поведенческих традиций, если вы понимаете, о чём я. Вроде того, что у нас не принято говорить «нет».

И я, например, действительно не смогу отказать вам напрямую, но дам понять, что не имею возможности или желания согласиться с вами.

Вы были первым среди своих соотечественников, завоевавшим парижские подиумы. Сегодня японским дизайнерам проще и легче выйти на европейский рынок, чем в ваше время?

Здесь можно сказать и да и нет. До меня самым известным японским дизайнером в мире была Ханае Мори. Она первая вышла в «haute couture», правда, сделала это в Нью-Йорке. Так что, приехав в Париж, я оказался первым японцем и первым мужчиной, заявившим о себе и своей культуре. В Японии в те времена считалось, что для успешной карьеры надо соответствовать парижской моде. Собственно, вот почему я и отправился во Францию.

Сегодня подход кардинально изменился — не нужно ни за кем следовать, и уж тем более переезжать из страны в страну. Ты можешь следить за тем, что происходит на подиумах Нью-Йорка, Лондона, Парижа, Токио, находить там вдохновение, но оставаться при этом на родине — этого достаточно, чтобы стать успешным.

Первое время в Париже для вас было довольно ужасным: без знания языка, без средств к существованию, без родных и друзей. Это был весьма смелый шаг. А что ещё такого же смелого вы совершили в своей жизни?

Я достаточно много делал в жизни подобных вещей. Родился не в столице — в городке Химедзи, и ничто не предвещало того, что я выберусь из него. В ту эпоху модельерами могли стать только девочки — мальчиков просто не набирали.

Однажды встретил в газете статью о токийской школе модельеров Bunka Gakuen, куда неожиданно объявили набор мальчиков. Бросив университет в Кобе, я поступил туда и оказался единственным! Естественно, родители были против такого выбора. Они-то надеялись, что я стану чиновником. И вот отправился в Токио, один, без поддержки.

В ожидании записи в школу работал полгода, не попросив ни копейки у отца с матерью. Но в итоге они приняли мой выбор, помогли дальше с оплатой учебы. Можно сказать, что уже в то время я начал интересоваться живописью, к чему подталкивала моя тогдашняя работа — я был маляром. Изначально поехал в Париж с мыслью, что проведу там не больше шести месяцев, мне просто хотелось приобщиться к столице мировой моды.

Откровенно признаться, не думал даже, что мне доведется работать в этом городе. Осознание того, что я могу что-то большее, пришло тогда, когда Луи Феро купил мои первые эскизы. Это был 1965 год.

Популярный парфюм от Кензо:

Kenzo Kenzo Air

Kenzo L’eau Par Kenzo Eau Indigo pour homme

Kenzo L’eau Par Kenzo mirror edition

Kenzo L’eau Par Kenzo pour femme

Kenzo L’eau Par Kenzo pour homme

Kenzo Le Monde Est Beau

И довольно скоро после этого вы открыли свой первый магазин в Париже…

Да, всего через пять лет, все это время я не переставал учиться у мэтров моды — Диора, Кардена, Шанель. Деньги на магазин попросил в долг у мамы и друзей, таким образом состоялось открытие «Jungle Jap», и это стало для меня большой удачей. Он располагался около здания биржи, возможно, вы бывали там.

И снова пригодились мои навыки маляра: стены магазина я расписал собственноручно в стиле Анри Руссо.

А когда вы впервые повезли свои коллекции на родину, не боялись показаться смешным в глазах соотечественников? Ведь вас всегда называли «самым французским японским модельером».

Это случилось через год после открытия магазина, в 1971-м я повез свою коллекцию в Токио. Естественно, очень переживал. В тот момент для японца найти работу в модной индустрии было чем-то невероятным.

В родной стране я столкнулся со шквалом критики — даже люди, профессионально занимающиеся модой, ничего не поняли. Они решили, что я просто использовал кимоно и весь мой успех основан на этой экзотике. Только спустя три-четыре года Япония приняла меня.

Большую помощь оказали и французские друзья-журналисты, которые старательно объясняли публике, что именно я пытался ей продемонстрировать.

Рандомно подобранные статьи:

Истории успеха. Иван Городилов


Методически связанный материал:

Комментарии закрыты.