Чем пахнет прошлое

Известно, что любые события, происходящие в обществе, находят своё отражение в искусстве. Стоит ли удивляться, что это касается парфюмерии.

У каждого времени — свой запах. Дегустируя только лишь современные парфюмерные хиты, это сложно уловить. Чтобы проникнуться духом времени, нужно вживую познакомиться с представителями прошлых десятилетий, ощутить запах, подержать флаконы в руках, и, если у вас хорошее воображение, аромат унесет вас в прошлое не хуже, чем кино, фотография или книга.

Я уже рассказывала о Петербургском музее парфюмерии. Хозяйка музея, искусствовед Элина Арсеньева собрала коллекцию из более чем четырёх тысяч экземпляров парфюмов, большинство из которых — настоящее сокровище. По этим «живым» памятникам эпохи можно с лёгкостью изучать историю.

Тем более что рассказывает Элина с изящным юмором, увлекательно — так, что не замечаешь, как бежит время во время экскурсии.

«Радость» во время депрессии

— Если в начале двадцатых годов обществом правил технический прогресс и была всеобщая надежда на мировую революцию, ликвидацию последствий войны и мир во всем мире, то в конце двадцатых думали уже о другом, — рассказывает Элина, держа в руках один из раритетных флаконов. — В мире сформировалось несколько сильных диктатур, что и обеспечило политическую напряженность.Чем пахнет прошлое Люди понимали, что грядёт война. А женщину снова загнали на кухню. Если раньше дамы могли трудиться и получать деньги, то теперь с помощью государственных идеологий и новых законов их вытеснили с рабочих мест

Тридцатые годы начались печально. В 1929 году произошел крах Нью-Йоркской биржи. Через год Великая депрессия докатилась до Европы, и многие модные дома вынуждены были закрыться из-за отсутствия покупателей.

Участь эта не миновала и знаменитого модельера Жана Пату. Но маэстро решил «умереть красиво», сделав перед этим подарок своим постоянным клиентам — духи Joy. К созданию аромата подошли скрупулёзно — духи должны быть универсальными. Поэтому парфюмер Альмерас взял за основу жасмин и розу — ноты, которые отлично звучат практически на всех.

Причём он использовал двойную концентрацию грасских роз и жасмина. Всего было потрачено около десяти тысяч цветов жасмина и примерно 330 роз. По словам искусствоведа, по тем временам получился самый примитивный парфюм.

Но парадокс в том, что легендарные духи Joy стали самыми дорогими духами в мире!

— Коробочку с духами сопровождала записка, содержание которой гласило: «У вас обязательно всё будет хорошо, мы с вами ещё встретимся», — продолжает Элина. — Это был изящный и продуманный жест — с одной стороны, дама радовалась, что на ближайшие годы у неё есть духи, с другой стороны, чувствовала вину за то, что покинула любимый модный дом. И это послужило Пату отличной зацепкой, чтобы не растерять клиенток!

А ещё случилось так, что дамам, чьи подруги получили духи, стало обидно. И они завалили Жана Пату письмами с требованием продать им точно такие же. Предприимчивый Пату заложил в цену выпуска новой партии духов весь ущерб за простой своего бизнеса.

Духи Joy и сейчас не редкость. Как говорит Элина Арсеньева, на аукционе запечатанный флакон можно купить не дороже, чем современные духи в люксовых магазинах.

«Ночной полёт»

В тридцатые годы люди увлеклись авиацией. Вспомните хотя бы фильм «Авиатор» с Леонардо ДиКаприо — в нём это увлечение показано очень ярко. Парфюмеры чутко отреагировали на веяние моды.

Так, Жак Герлен выпустил духи «Ночной полёт», названные в честь произведения Антуана де Сент-Экзюпери. И эти духи пахнут действительно маленьким одноместным самолетом! Густой шипр с ароматом кожаного шлема, машинной смазки и древесины.

Кто-то из посетителей музея парфюмерии однажды сказал: «Впервые слышу, чтобы деревяшки так приятно пахли».

Духи для фрау

В 1939 году началась вторая мировая война. Гитлеровцы на захваченных территориях требовали немецкого отношения ко всему, и к парфюмерии в том числе. Из чего же оно исходило? Конечно же, из отношения к женщине: она должна рожать детей, чисто мыться, заниматься кухней и не высовываться.

Поэтому парфюм должен пахнуть травой и мылом.

Самыми популярными на территории фашистской Германии были духи Blue Grass Элизабет Арден. Парфюм Blue Grass — яркая зелень и цветочное мыло. Так пахли немецкие фрау. Но не все. Например, известная дама третьего рейха Магда Геббельс пользовалась французским «Шалимаром».

Ей это было позволено, хотя считалось не патриотичным. Любая другая женщина за это бы «загремела» в концлагерь.

В военное время европейская парфюмерная промышленность пришла в упадок. Бомбы разрушили даже герленовскую фабрику в пригороде Парижа. Кутюрье Люсьену Лелонгу с трудом удалось договориться с немецким командованием, чтобы те сохранили в Париже индустрию высокой моды. Немцы посчитали это разумным, потому что всех своих портных и часовщиков, которые в основном были евреями, фашисты истребили.

Так французам удалось сохранить хотя бы что-то.

Символ возрождения

В1944 году, когда немцев выгнали с захваченных территорий, индустрия высокой моды отметила это событие грандиозными показами. К некоторым коллекциям были выпущены даже духи.

Символом возрождения стали духи Femme Roshas, выпущенные в послевоенном Париже великим парфюмером Эдмоном Рудницка. Богатые, роскошные духи, в которые вошли ноты абрикоса, сливы, корицы, персика, бергамота и ещё шестнадцать компонентов.

В 1944 году в мир парфюмерии ворвалась Жермен Селье — первая женщина-парфюмер. Для Pierre Balmain она сотворила духи Vent vert — «Зелёный ветер». Словосочетание «Зеленый ветер» не случайно, в переносном смысле оно означает «Весна победы». В изначальной версии этого аромата было тысяча сто компонентов. И это были действительно богатые, восхитительные духи! Но со временем состав упростили до тридцати.

В современном же аромате — всего шесть. И, на мой взгляд, от современной версии лучше держать нос подальше. После знакомства с «новоделом» я ещё раз убедилась в том, как легко можно испортить даже шедевр.

В 1948 году Эдмонд Рудницка сотворил духи «Диорама». Изящный темно-синий флакон в виде амфоры — ныне это исключительная редкость. Один из первых ароматов Dior.

Густой, сильный фруктовый шипр, полностью соответствующий характеру сильных женщин, переживших ужасы войны.

Тему победы продолжила Нина Ричи. В 1948 году появился исторический L Air du Temps — «Воздух времени». Сначала на крышке красовалась фигурка голубя из матового стекла. Затем к нему присоединили вторую птицу.

Голубь был навеян «Голубкой Пикассо» — символом мира, созданным великим испанским художником.

Ближе к семидесятым годам прошлого века мужские парфюмы претерпели любопытные изменения. Они стали боле цитрусовыми и легкими. А женские так и остались суровыми, какими и были после войны.

— Женские тяготы никто не отменил, — рассказывает Элина. — В нотах превалировали табак, мох и кожа, что создавало драматичный образ. Пример тому — парфюм Cabochard Gres, который создал Бернард Шант. Тенденция вырисовывалась такая — воздушные мужчины в цитрусах и женщины, идущие по земле с топором. Но это было понятно — вернувшиеся из сражений мужчины были обласканы женщинами, нуждались в отдыхе и покое. А на женские плечи свалилось много тягот.

Потому и духи у них были под стать.

Эпоха цветочных ароматов

В конце пятидесятых, когда боль и напряжение от прошедшей войны поутихли, началась эпоха цветочных ароматов. В 1956 году Эдмонд Рудницка синтезировал ландыш, что до этого не удавалось никому из парфюмеров. Так появились легендарные духи «Диориссимо».

Для Кристиана Диора ландыш был символом надежды, счастья и радости. Кстати, лучше всего удалось сделать клон «Диориссимо» российской фабрике «Новая заря». Наверное, нет ни одной женщины в России, которая не знала бы аромат «Серебристый ландыш».

И он прекрасен по сей день.

Чем пахнут современные женщины, выяснить нетрудно, стоит лишь продегустировать ассортимент косметического магазина. В основном это «сладкие компотики». Говорю это без всякого сарказма, поскольку сама являюсь страстной поклонницей сладких вишнево-сливовых сочетаний. Вторая категория популярных парфюмов — так называемые «свежачки» с нотами зелени, моря, чистого белья.

Те, кто не хочет пахнуть «как все», отдают предпочтение селективным, нишевым ароматам. Но это уже другая история.

Фото к статье: Жанна Мусиенко

Рандомно подобранные статьи:

Чем пахнет солдат?_(Байки из прошлого)_Alexandrite_(рус.суб.)


Методически связанный материал: