Воздух времени

Закупоренный сосуд с духами похож на старое, выдержанное десятилетиями вино. Невесомая субстанция, заключенная во флаконе, иногда переживает и свою владелицу, и целую эпоху.

L’Air du Temps – воздух времени – так называются духи, созданные в 1948 году парфюмером Франсисом Фаброном для Нины Риччи, и это лучшее название для коллекции ароматов.

Во времена, когда парфюмерия была роскошью, у женщины были одни-единственные духи на долгие годы.

Ими пахли ее платки и платья, ее узнавали по душистому облаку, вплывающему в комнаты. Сейчас духи не роскошь, а средство гигиены. Ежегодно парфюмерные концерны выбрасывают на рынок около 1000 ароматов.

Девять десятых из них снимается с производства через год. На большинстве духов обозначен гарантийный срок хранения – 2—3 года.

Поэтому, узнав о существовании винтажных духов, многие люди искренне удивляются: А разве они не портятся?

Конечно, портятся. Все в мире портится: вино превращается в уксус, камень – в песок. Но на обозримом отрезке времени даже такой эфемерный продукт, как духи, способен прожить долгую жизнь. Да, почерневшие остатки бабушкиной Красной Москвы на дне хрустального фигурного флакона с притертой пробкой вряд ли пригодны к использованию – слишком трудная у них была жизнь.

Воздух времени Но содержимое запечатанного флакона может сохраниться.

Мне довелось купить однажды набор английских парфюмерных масел производства 30-х годов прошлого века. В закупоренных сургучом бутылочках оказались чудесные свежие ароматы.

Чудо долгого хранения, видимо, можно объяснить натуральностью масел и высоким качеством составов. Жизнь дешевых современных массовых ароматов и не обязана быть долгой. Гламурная ягодно-цветочная новинка может честно прокиснуть по истечении срока хранения. А старые ароматы от дома Guerlain могут, без преувеличения, храниться десятки лет.

Живущий в коробочке, в темном, сухом, прохладном и спокойном месте, даже частично испарившийся через притертую пробку, аромат через многие годы способен сохранить богатство ириса и гвоздики, флердоранжа и жасмина, натуральных амбры и мускуса.

Современные духи Красная Москва уже мало похожи на те, что были созданы когда-то французским парфюмером Августом Мишелем для фабрики Брокар.

Современный Shalimar от Guerlain уже не тот, что был прежде. В последние десятилетия в парфюмерии появилась тенденция к удешевлению производства. Рынок требует новых синтетических компонентов и удачных рекламных кампаний для духов-однодневок.

Старинные парфюмерные компании с именем перекупаются, традиционные ароматы снимаются с производства или ухудшаются. Так, в конце 80-х годов была продана компания Marcel Rochas, после чего любимые многими ароматы Femme Rochas, Mystere, Madame Rochas изменились безвозвратно. Перестал выпускать духи дом Guy Laroche. Вместо популярнейших Fidji и J’ai Ose на рынке появились подделки, изготовленные в третьих странах.

Дом Lancome прекратил производство духов Climat и Magie Noire, и на прилавках возникли лицензии неизвестных производителей.

Множество парфюмерных ингредиентов были запрещены в 90-е годы организацией IFRA (International Fragrance Association) из-за потенциальной аллергенности или фототоксичности.

По этическим соображениям в духах перестали употреблять натуральные субстанции животного происхождения – амбру, мускус, цибетин, кастореум. Все это привело к снятию с производства множества ароматов или существенной их переделке. А ностальгическая нота – самая пронзительная в ароматическом аккорде.

Дамы 70-х и девочки 80-х вздыхают по запахам детства и юности – тем самым, которых уже нет.

Ellipse от Jaques Fath, старый Sikkim от Lancome, арабские Nefertiti и Cairo, Capricci и Farouche от Nina Ricci – у каждой женщины найдется свой исчезнувший ароматический фетиш.

Серьезные коллекционеры страдают по винтажным флаконам от Guerlain, Caron, Coty, Lanvin, Millot, Jean Patou, Robert Piguet, Lucien Lelong – от начала прошлого века до 60—70-х годов, редким, полвека назад снятым с производства духам Chanel и Lancome. Не всех волнует содержимое сосуда, многих интересуют только флаконы, особенно если на них стоит марка Baccarat или Lalique. Именно такие люди десятилетиями хранят невскрытые духи, которые потом и достаются аматорам ароматов.

Покупая раритеты, нужно быть очень внимательным – изучить все надписи на коробке и флаконе.

Убедиться в прозрачности аромата. Ни мути, ни осадка во флаконе быть не должно, хотя некоторое потемнение допустимо. Впрочем, даже прекрасный внешний вид – не гарантия сохранности духов.

При возможности нужно открыть коробку и флакон и попробовать аромат. Вскрытые винтажи следует хранить особенно бережно, в темном прохладном месте, избегать лишнего контакта духов с воздухом и пальцами. Лучше всего сразу отлить немного духов в маленький флакончик для повседневного использования.

Где покупаются и продаются старые духи?

На интернет-аукционах, где редкий флакон можно выиграть и за пять долларов (духи за две тысячи, впрочем, там встречаются тоже). На настоящих аукционах, где цены на порядок выше. У частных коллекционеров. В маленьких магазинчиках парфюмерных редкостей, где за старые оригинальные J’ai Ose или Climat попросят не меньше двух-трех сотен долларов.

В глухой российской провинции, где в районном сельпо еще с советских времен за копейки завалялись настоящие сокровища в виде старых Диоров, Нины Риччи или Роша. Нетронутый, великолепный дух времени.

Галина Анни

Air Time 1995


Комментарии закрыты.