Составляющие аромата

Духи — одно из средств молчаливого взаимопонимания, говорят лирики. Духи — это смесь сложных эфиров, альдегидов и спиртов насыщенного, ненасыщенного и ароматических рядов, утверждают химики. Духи — это рафинированное дополнение, которое раскрывает умение женщины одеваться, уточняют модельеры. Кто же прав? Попробуем разобраться.

Начнем с того, как и из чего делают духи.

Из древности дошла до нас своеобразная “антология” целебных свойств цветов и растений. Так, запах жасмина, лаванды, розы, бергамота стимулирует умственную деятельность. Мята и ландыш поддерживают устойчивое внимание, что важно в работе и учебе.

Аромат моря — йода и соли — создает прекрасную атмосферу для деловых переговоров.

Ароматические свойства растений в своих медицинских опытах широко использовали Гиппократ и Авиценна. Специальный набор нюхательных солей применялся для успокоения нервов, снятия головной боли. Ароматы лавра благородного, розмарина, сантолины, герани душистой использовались для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы, органов дыхания.

А знаменитый французский врач и астролог Нострадамус лечил цветами даже… чуму.

Сегодня советы древнегреческих и египетских алхимиков и косметологов, подтвержденные результатами научных исследований, активно используются парфюмерами и косметологами всего мира.Составляющие аромата Совершенно уникальные, многократно проверенные временем рецепты сохранения молодости собраны в замечательной книге “Секреты красоты” французской писательницы и историка Клод Пастер. Среди них те, которыми пользовались такие знаменитости, как мадам де Помпадур, Мария-Антуанетта, Жозефина Богарне, Сара Бернар…

В композицию одного парфюма может входить более двухсот различных компонентов, иногда даже до трехсот. В распоряжении парфюмера сотни натуральных продуктов: веществ растительного и животного происхождения и тысячи химических, полученных путем синтеза (число последних постоянно увеличивается). Мы попытаемся лишь кратко описать богатую палитру парфюмера.

Вещества растительного происхождения

Для создания запахов парфюмеры пользуются огромным ассортиментом душистого сырья — всего более 6 тысяч наименований. Душистые вещества содержатся в растениях в виде маленьких капелек в особых клетках. Они встречаются не только в цветах, но и в листьях, кожуре плодов и иногда даже в древесине. Если сжимать кожуру апельсина или мандарина над горящей спичкой, то из нее выдавливаются мельчайшие струйки жидкости, которые с треском вспыхивают. Это вспыхивают благоухающие пары эфирных масел.

То, что их называют маслами, не должно вводить нас в заблуждение. С подсолнечным, кукурузным, льняным маслом, то есть с жирами, эти вещества не имеют ничего общего. Эфирные масла — сложные смеси душистых органических соединений самых разных типов.

Среди них встречаются сложные эфиры, альдегиды, спирты.

Растительные пахучие вещества бывают либо жидкие, маслообразные, так называемые эфирные масла, или вязкие смолообразные, к каковым относятся бальзамы и камедистые смолы. Французы называют растительные эфирные масла эссенциями.

Эфирные масла не сосредоточиваются в какой-либо определенной части растения, а содержатся в цветах, плодах, листьях, коре, стволе, кореньях и т. д. Однако у каждого отдельного растения эфирное масло сосредоточивается в большом количестве в какой-либо определенной части растения. По силе запаха, издаваемого растением, нельзя судить о количестве эфирных масел, так как в природе можно встретить много растений, обладающих сильным запахом, но содержащих ничтожные количества эфирных масел, и наоборот.

Эфирные масла не представляют собою определенных химических соединений; по своему составу они являются смесью всевозможнейших сложных соединений. Приятный запах эфирного масла обусловливается главным образом наличием кислородных соединений. Задача практиков парфюмерной промышленности сводится к удалению из эфирных масел непахучих веществ и тем самым к увеличению силы аромата.

Все применяемые в парфюмерии растительные пахучие вещества должны быть по возможности в свежем состоянии; нужно хранить их в свободном, не слишком сухом помещении и время от времени внимательно просматривать, чтобы своевременно удалять заплесневевшие части.

Основой современной парфюмерии являются многочисленные душистые вещества растительного происхождения. Извлеченные из растений сильно пахучие концентрированные вещества носят общее название эфирных (в отличие от жирных масел нелетучих, почти не имеющих собственного запаха). Их извлекают из свежих или высушенных эфиро-масличных растений, а также из их различных частей: плодов, листьев, цветов, коры, корней, мха и т. д.

Присмотритесь, например, к корке апельсина, и вы заметите светлые точки на оранжевом, более темном фоне. Вот эти светлые точки и есть ложи — кельи, в которых заключены летучие ароматические вещества — эфирные масла, весьма подвижные джинны, всегда готовые вырваться наружу.

Эфирные масла различных растений насыщают воздух весеннего дня, летнего сада, густого осеннего леса, волшебной южной ночи. И даже маленький букетик скромных полевых цветов в простом глиняном горшке наполняет благоуханием всю комнату. Люди ради собственного удовольствия и радости разрушают жилища джиннов, лишают их обители.

Но взамен даруют им хрустальные дворцы — чудесные флаконы, надолго сохраняющие капельки жидкого солнца, их благоухание, душу растений. В ансамбле с эфирными маслами других растений и различными душистыми веществами они в виде парфюмерных изделий доставляют людям немало радости и наслаждения. Итак, эфирные масла являются продуктами жизнедеятельности растений и плодами науки, которая помогла извлечь их ароматное содержимое путем более или менее сложных манипуляций.

Наибольшее промышленное применение нашли следующие четыре способа получения эфирных масел:

1. Механический способ — выжимание масел прессованием кожуры и цедры цитрусовых плодов и фруктов (апельсиновое, мандариновое, лимонное масла).

2. Дистилляция — отгонка эфирных масел с водяным паром (например розовое, гераниевое, мятное или кориандровое масла).

3. Извлечение эфирных масел летучими и нелетучими растворителями (в частности масел розы, жасмина, иланг-иланга и т. д.).

Способ получения эфирных масел летучими растворителями называется экстракцией. Это способ является самым перспективным. После отгонки растворителя из экстрактового масла получают смесь эфирного масла, восков, смол и жиров, называемую конкретом.

Из кснкрета обработкой его спиртом и дальнейшей отгонкой спирта получают абсолютное масло (абсолю).

Получение масел с помощью нелетучих растворителей называется мацерацией (настаиванием). Этот способ применяется для извлечения масел из цветов растений, содержащих незначительное количество масел (фиалка, жасмин, ландыш, резеда и др.).

4. Извлечение эфирных масел методом анфлеража и динамической сорбции. Этот способ основан на способности эфирных масел, выделяемых растениями, переходить в газовое состояние, а затем абсорбироваться жирами или твердыми сорбентами (селикагелем или активированным углем) с последующей экстракцией сорбентов серным эфиром.

Качество эфирных масел, их парфюмерные достоинства и ценность зависят не только от содержания в них главных компонентов, способов уборки сырья и производства масла, но также от климатических условий произрастания растений, времени сбора, сроков хранения, условий транспортировки сырья и готовой продукции.

Растительное сырье применяется в парфюмерии в виде спиртовых настоев или растворов, полученных из душистых частей растений: листьев (пачули), семян и плодов (гвоздика, корица, ваниль, кориандровое семя, бобы тонка), корней (ветивер, ирис, аир), а также некоторых лишайников и растений (дубовый мох, ладанник).

Кроме указанных видов растительного сырья, применяются также душистые вещества, называемые смолами и бальзамами. Это сложные смеси органических соединений, содержащиеся во многих растениях. Они используются в парфюмерии в виде настоев и растворов и являются своего рода фиксаторами запаха, способствующими увеличению продолжительности сохранения запаха духов.

К ним относятся бензойная смола, стиракс, бальзам, а также смолы, выделяемые из цветов розы, ладанника и других смолистых веществ.

Жасмин, вероятно, наиболее драгоценный из видов растительного сырья. Родина жасмина — Персия и Кашмир. Сейчас он выращивается для нужд парфюмерной промышленности повсюду. Парфюмерии он придает благоухающий, насыщенный аромат. Жасмин входит практически во все духи высокого класса.

Роза используется как самостоятельно — розовое масло, так и для создания парфюмерных композиций. Французские парфюмеры наиболее высоко ценят розы, растущие вблизи города Грасса. Не уступают по качеству и розы, выращенные на плантациях Болгарии в Долине Роз.

В отличие от жасмина, собираемого на рассвете, лепестки роз собирают ночью, когда запах достигает наибольшей густоты.

Для придания духам тонкого и свежего аромата используется лаванда. Другой представитель семейства лававдовых — пачули — используется для создания духов восточного направления. Экстракт получают из листьев и стеблей этого растения, родиной которого является Бенгалия. Флердоранж — цветы апельсинового дерева — часто добавляется для создания насыщенного сладкого аромата.

Особый освежающий аромат придает парфюмерии масло, полученное из плодов другого члена семейства цитрусовых — бергамота. Это маленькое дерево растет только в Калабрии — местности на юге Италии. Химикам удалось создать аналоги этого вещества.

И теперь этот продукт получают синтетическим путем.

Древесную, “зеленую” ноту парфюмерии придает масло, получаемое из древесины кедра. Оно используется и как фиксатор запахов.

Давно известно применение гвоздики в виде специи. Из почек растения получают эфирное масло, являющееся важной добавкой при создании духов восточного направления.

Экзотический запах сандала — дерева, распространенного в Индии и Австралии, его способность долго удерживать аромат используются парфюмерами во многих композициях.

Широко применяются экстракты трав иланг-иланга и ветивера: первый — благодаря нежному и изысканному аромату, второй, с тяжелым и густым запахом — главным образом, как фиксатор.

Широко используются парфюмерами тмин, герань, мята, анис, азалия, дубовый мох.

Вещества животного происхождения

Сырье животного происхождения — это мускус, амбра, цибетин и бобровая струя. В противоположность большинству растительных веществ (особенно цветов и пряностей или древесины), они источают запахи, которые невозможно было бы квалифицировать как приятные ароматы. Достаточно раз сунуть нос в баночку, наполненную мускусом, и отшатнуться, зажимая ноздри до удушья, чтобы понять, что животные компоненты духов, если они и необходимы, должны быть очень дозированными.

В XVIII веке верили, что запах полости мускусной косули мог убить неосторожного охотника, забывшего заткнуть нос, приближаясь к своей добыче…

Все эти продукты применяются в парфюмерии в виде настоев. Их вводят в композиции в определенных соотношениях наряду с другими компонентами и спиртом. Эти вещества не являются парфюмерными в собственном смысле этого слова, но служат примесью для того, чтобы фиксировать и распространять тончайшие растительные ароматы.

Влияя на центральную нервную систему человека, мускус и амбра обостряют чувствительность, увеличивают продолжительность восприятия запахов. Душистые вещества животного происхождения ценны еще и потому, что они устанавливают гармонию между запахом духов и кожей человека, служат как бы посредниками между ними.

Синтетические вещества

Синтетические ароматические вещества — это большая группа органических соединений, получаемых химическими или физико-химическими методами из продуктов растительного происхождения или синтезируемых из разнообразного химического сырья. Индивидуальные ароматические вещества, полученные путем химического синтеза, обычно называются синтетическими душистыми веществами. Они отдельными нотами вплетаются в ткань композиции душистых веществ, начинают звучать в умелых руках парфюмера, придавая запахам духов несравненную прелесть и усиливая стойкость духов.

И наконец, имеются такие синтетические вещества, которые по запаху сходны с природными пахучими веществами, но по химическому составу совершенно отличны от последних; так, например, ионон, неовиолон применяются вместо настоящею фиалкового масла, бензойный альдегид и нитробензол — вместо горькоминдального масла, метиловый эфир салициловой кислоты — вместо гаультериевого масла; жасмон — вместо сиреневого и ландышевого масла; неролин — вместо неролиевого масла и т. д.

Переработка искусственных пахучих веществ в различные парфюмерные препараты проходит гораздо проще, быстрее и легче, чем переработка природных продуктов. Это обстоятельство обеспечивает широчайшее распространение искусственных пахучих веществ, кроме того, хотя цена синтетических пахучих веществ довольно высока, она вполне компенсируется сильным концентрированным ароматом, способным при минимальных количествах обеспечить больший выход продукта.

Посредством искусственных пахучих веществ можно приготовить парфюмерные препараты высокого качества, но все же полностью природные продукты они заменить не могут. Поэтому необходимо искусственные продукты смешивать с природными, аромат коих они повышают, не вытесняя его. Искусственные пахучие вещества легко растворяются в соответствующем количестве винного спирта, но все же рекомендуется растворы и настойки цветочных помад оставлять па два-три дня в покое для лучшего растворения.

Особенно пригодными являются так называемые цветочные масла, например акации, садовой гвоздики, гиацинта, кассии, туберозы, фиалки и пр.

Чтобы представить себе состояние современной парфюмерии, обратим внимание на два основополагающих момента: с одной стороны, по экономическим и техническим причинам (к ним мы еще вернемся) роль химии в парфюмерии стала сегодня преобладающей; с другой стороны, парфюмерия уже не может больше развиваться только на основе натурального сырья. Однако по причинам, связанным непосредственно с историей, при описании духов продолжают упоминать загадочные композиции, составленные, например, из ароматов влажного, нагретого солнцем мха, грасского жасмина, лесного ландыша, токийского мускуса и сандалового дерева из Восточной Индии, амбры, кожи, египетской герани, индийской гвоздики и нарциссов Прованса. А ведь известно, что, начиная со второй мировой войны, все современные духи включают в свой состав до 80%, если не больше, химических продуктов.

Конечно же, представляется поэтичным воспеть запах ванили, цветочный парфюм с невыразимо чарующими ароматами, нежели совокупность свойств на основе фенилуксусного альдегида, линалилацетата или бензилсалицилата. Поэтому так изящны описания духов, вызывающие у разных людей свои ассоциации и воспоминания. Возможно, недалек тот день, когда поэзия соединит достоинства гидрооксицитронеллаля с запахом липы и ландыша или дефенилметана с запахом апельсина и герани.

Как бы то ни было, не предвосхищая будущего, признаем фантастический вклад химии в парфюмерию в плане резервов сырья, внутренних запасов, замен, ведь она открывает неохватный простор для новых поисков и открытий.

И все же нужно отметить неоценимое значение натурального сырья, даже при том, что оно очень редкое и очень дорогое. И так как именно это определяет основу магии духов, мы произносим: майская роза, нарцисс или мизорский сандал, хотя речь идет о химических субстанциях.

Синтетические душистые вещества заслуженно занимают в парфюмерии важное место. Без них она так бы и осталась на уровне средневековой алхимии. Да и получать многие нужные натуральные компоненты с каждым годом становится все труднее. Чтобы добыть всего килограмм розового масла, надо собрать две тонны нежных лепестков розы. А чтобы выжать, например, масло из ириса, необходимо дубить его корни без малого два года.

Так же и с другими видами сырья, которые успешно научились синтезировать химики-органики. Но полностью естественные душистые вещества заменить нельзя. Только сочетание естественных и синтетических веществ дает возможность создать духи, которые по праву можно назвать произведением парфюмерного искусства.

Произведением, в которое вложен опыт, тонкое чутье и многие месяцы работы парфюмера.

Теплота и цвет природного сырья, стойкость и оригинальность сырья химического — самый желанный союз, для того чтобы парфюмерия развивалась в верном направлении. Читая описания духов, будем помнить, что они отражают не столько наличие использованных материалов, сколько стремятся воспроизвести ассоциативный ряд запахов, ощущаемых при вдыхании аромата.

Кроме собственно пахучих веществ в парфюмерии применяется целый ряд подсобных продуктов. Сюда относятся винный спирт, глицерин, жирные масла, твердые жиры (как правило, свиной) и др. Чистота и качество этих веществ имеют существенное значение для успеха дела, вследствие чего все эти продукты должны быть тщательно испытаны. Так, например, винный спирт должен быть крепостью не ниже 90-95°, и должен быть абсолютно свободен от сивушных масел.

Парфюмерные препараты, приготовленные на спирту, целесообразно оставлять на более или менее продолжительное время в прохладном темном мосте, что в значительной степени увеличивает силу аромата.

Рандомно подобранные статьи:

Духи Монталь (Montale) — ароматы и их составляющие


Методически связанный материал:

  • Найди свой аромат!

    Найди свой аромат! Наша память бережно хранит «слепки» различных ароматов… К примеру, аромат клубники напоминает нам о лете, а запах ванили окутывает нас…

  • Эфирные масла. ароматы в эротике.

    Прежде всего, следует сказать, что эротичным может быть только прозрачное (легкое поглаживание вызывает возбуждение, трение под давлением — мозоль)….

  • Эксклюзивные ароматы

    Селективная парфюмерия, несмотря на свою высококачественность, нравится далеко не всем своей нетрадиционностью. Многие парфюмы-селективы очень сложны для…

  • Волшебство аромата

    Духи во многом определяют весь облик женщины. И не только облик, но и восприятие жизни в целом. Поэтому, покупая духи, мы платим не столько за конкретный…

Комментарии закрыты.