Warning: Declaration of Uniplace_Widget::widget() should be compatible with WP_Widget::widget($args, $instance) in /var/www/user71504/data/www/gdeparfum.ru/wp-content/plugins/uniplace-installer/class.uniplace-widget.php on line 0
Обоняние человека и запахи

Обоняние человека и запахи

Обоняние (один из видов хеморецепции) позволяет животным и человеку воспринимать запахи.

Центры обоняния у человека

Центры обработки обонятельных сигналов находятся у человека в центре обоняния в мозге. Рядом расположена лимбическая система, отвечающая за эмоции.

Такое близкое соседство, по мнению ученых, объясняет мощное, часто подсознательное влияние запахов на состояние человека, а также тот факт, что абсолютно все запахи эмоционально окрашены и обязательно вызывают живые переживания.С корой больших полушарий обонятельный анализатор связан гораздо слабее, чем, например, зрительный или слуховой. Поэтому запах нельзя описать или объяснить, используя общепринятые определения.

Однако запах быстрее всего пробуждает память, вызывая яркие, насыщенные эмоциями воспоминания. «Память обонятельных луковиц» — так физиологи называют способность запаха мгновенно оживлять воспоминания. У североамериканских индейцев, например, был обычай фиксировать в памяти дорогие им переживания. Юноши-индейцы носили на ноге в специальных герметических капсулах, сделанных из кости или рога, набор веществ, обладающих сильным и характерным запахом.

Обоняние человека и запахи Чтобы вызвать воспоминания, которые хотелось сохранить на всю жизнь, они открывали одну из капсул и нюхали аромат.

О чем напоминают запахи?

Японские ученые провели эксперимент. Новое синтезированное химическое вещество, обладавшее неизвестным запахом, впервые предъявили двум группам испытуемых в разных ситуациях. Первой группе – в момент выплаты премий, а второй – при решении арифметической задачи с заранее запрограммированной ошибкой.

Когда через некоторое время испытуемым вновь дали понюхать запах, то первая группа оценила его как приятный, вторая – как отвратительный.

Запах лавандыдействует успокаивающе и умиротворяюще, аромат эфирных масел грейпфрута способствует усилению умственной деятельности, а запах мяты повышает внимание и бдительность.

В 1939 году советский физиолог Д.И. Шатенштейн впервые доказал, что некоторые обонятельные раздражения повышают работоспособность человека. С помощью запахов можно улучшить настроение, облегчить депрессивное состояние, влиять на качество сна, повысить сексуальность и др.

Лечебные эффекты ароматов составляют предмет ароматерапии.

Запах человека

Роль запахов в жизни животных очевидна: они помогают им в поиске пищи и привлечении полового партнера, отпугивании врага и отстаивании своей территории. Логично предположить, что и наши далекие предки активно использовали нос не только на охоте, но и общаясь с сородичами.На Земле еще остались народности, у которых сохранился родовой строй. Они с особым вниманием относятся к запаху и воспринимают его как неотъемлемую часть человека.

Австралиец из племени гиджингали, провожая друга в дальний путь, проводит рукой сначала у себя под мышкой, а затем по голой груди друга, что означает: «Мой дух пребудет с тобой и в разлуке».

Некоторые исследователи полагают, что и европейская культура хранит следы символической передачи запахов. Основной источник запаха у человека – подмышечные впадины.

Вполне вероятно, что жестикуляция, сопровождающая речь, приветственные и прощальные взмахи руками, когда-то были связаны с передачей своего запаха собеседнику.При проведении многочисленных исследований люди безошибочно выбирают из нескольких одинаковых рубашек те, которые носили их кровные родственники или сексуальные партнеры. Матери предпочитают запах своего ребенка запаху чужих детей. Дети же, в свою очередь, безошибочно узнают запах мамы, и он действует на них успокаивающе.

Итак, запах тела уникален. Чем же пахнет человек? Так называемые апокринные потовые железы (аналог «пахучих желез» у других млекопитающих) сосредоточены в области подмышечных впадин, а также в нижней части живота и на половых органах; развиваются они ко времени полового созревания и функционируют под руководством половых гормонов.

Из секрета апокринных потовых желез были выделены вещества стероидной природы: андростенон с характерным запахом, похожим на аммиачный, и андростенол со сладковатым мускусным запахом. Установив их структурные формулы, ученые полагали, что наконец-то найдены «человеческие феромоны-аттрактанты», способные привлекать представителей противоположного пола.

Как оказалось, андростенон и андростенол химически очень близки феромонам животных – драгоценным парфюмерным компонентам циветону и мускону, обладающим мускусным запахом.Однако своим запахом человек обязан не только секрету потовых желез. Свежий стерильный пот человека практически не пахнет. Характерный запах он приобретает после того, как над ним «поработают» обитающие на коже сапрофитные бактерии.

Следовательно, секрет уникального аромата каждого человека не столько в составе пота, сколько в особенностях микрофлоры. Кожные микрококки, например, могут всерьез отравить существование своему хозяину: они способствуют выделению соединений с весьма неприятным запахом, среди которых 4-этилгептановая кислота, обусловливающая специфический «аромат» взрослого козла. Другие бактерии дополняют «букет» запахами аммиака, сероводорода и др.

А вот коринебактерии принимают непосредственное участие в преобразовании стероидов-апрактантов. Андростенол и андростенон, будучи гидрофобными веществами, выделяются в виде растворимых солей. За высвобождение гидрофобных форм, которые и создают запах, отвечают бактериальные ферменты. Так, человек, злоупотребляющий антибактериальными мылом, рискует утратить свой «сексуальный» аромат

Запахи для настроения и работы

Если вызвать сексуальное влечение с помощью запахов пока не удается, то повлиять на настроение человекаочень даже можно.В армии США мятная жвачка включена в солдатский паек, и жевать ее не запрещают даже часовым – ведь мята усиливает внимание. Умиротворяющий запах розы используют для ароматизации помещений в гостиницах, чтобы гости чувствовали себя, как дома.В Японии популярна ароматизация офисов.

Утром сотрудники вдыхают бодрящий запах лимона, который сменяется помогающим сконцентрироваться цветочным ароматом. После обеда можно насладиться умиротворяющим запахом розы, а ближе к концу дня вдохнуть снимающий усталость аромат эвкалипта и цитрусовых. Авторы этого метода ароматериапии утверждают, что производительность труда увеличивается в среднем на 20%, а точность выполненной работы – на 30%.

Число стрессов и рабочих конфликтов резко уменьшается.

Эффективны запахи и в рекламе. В наши дни у людей перегружены зрительные и слуховые анализаторы. Навязчивая реклама буквально преследует нас, утомляя зрение и слух. Обонятельный же анализатор у современного человека явно недоиспользован.В многочисленных исследованиях было показано, что более половины покупателей выбирают товар не умом и даже не сердцем, а «носом». Естественно, этим не преминули воспользоваться маркетологи. Простейший прием – ароматизация товара.

Если ранее запахи должны были привлекать внимание к предметам гигиены и товарам бытовой химии, то сегодня пришло время ароматизации одежды, обуви, кожгалантереи, автомобилей. Так, обувная фирма «Superga» вставляет в свои знаменитые кеды стельки с ароматом фруктов, ванили и сандалового дерева. Компания «FIAT» ароматизирует свои автомобили запахом ценных пород дерева.

А помещения бутиков «Louis Vuittоn» пахнут дорогой кожей.Некоторые крупные магазины и супермаркеты насыщают торговые залы ароматами свежеиспеченного хлеба или яблочного пирога. Возбуждая аппетит, они увеличивают объем продаж на 10-15%.

Рандомно подобранные статьи:

5 чувств. Обоняние


Методически связанный материал:

Комментарии закрыты.