Новая заря генриха брокара
Если бы не Генрих Брокар, российская парфюмерия еще долго оставалась бы неизвестной миру. Но Брокар знал, что делал. В 1864 году он основал Торговый Дом Брокар и К0, ныне известный как фабрика Новая Заря.
И начал с… производства мыла. Янтарное, глицериновое, в виде шаров с буквами алфавита, оно было очень популярно и стоило копейки. Вскоре появились необыкновенные подарочные наборы с тальками, душистыми водами и помадой, за которыми москвичи занимали очередь с ночи.
А однажды Маэстро запахов — так прозвали Брокара — ошеломил горожан фонтаном из цветочного одеколона, устроенным на одной из Всероссийских выставок.
Он вообще любил удивлять. Как-то Брокар оказался в Кремле на приеме у Марии Александровны, дочери Александра II. В руках он держал огромный букет цветов, благоухавших на весь зал.
Цветы оказались восковыми, а запахи — сделанными на фабрике Брокара.
А потом он удивил весь мир. В 1889 году никому не известный российский Торговый Дом Брокар и Ко затмил знаменитых французских парфюмеров, получив Гран-при Всемирной выставки за духи Персидская сирень. Кстати, сейчас на фабрике подумывают о том, чтобы возродить этот давно забытый аромат.
Красной Москве не дали умереть
Парфюмеры лучше других знают: мода на духи так же преходяща, как и мода на одежду. За последние годы Новой Заре пришлось поменять свой ассортимент процентов на восемьдесят: чтобы не отстать от западных конкурентов. Ушли в историю Москвичка и Пиковая Дама, Кармен и Анна Каренина, Манон и Красный Мак — хотя до сих пор их пожилые поклонницы звонят на фабрику с одним и тем же вопросом: Где наши любимые духи?
Глядя на рядыстройных флаконов в фабричном музейчике, можно вполне восстановить ход истории бывшего Советского государства. В духах и одеколонах воспевали полеты в космос, фестивали и олимпиады, театральную жизнь Москвы и ее литературные пристрастия.
Но есть на фабрике неразлучная пара, которой не дали погибнуть жители Союза — это одеколон Тройной и Красная Москва.
— Нам писали со всех концов страны: Не можем купить духи на свою пенсию, дайте нам вспомнить молодость, — рассказывает Надежда Петрухина, начальник лаборатории новых видов продукции. — И мы в ответ отправляем посылки с Красной Москвой и своими лучшими духами. Кстати, духи Красная Москва были созданы в 1913 году к 300-летию дома Романовых и сначала назывались Любимый букет императрицы Екатерины. А переименовали их только в 1925 году.
Как и во времена Брокара, сырье для Новой Зари привозят с юга Франции — из города Граса, столицы мировой парфюмерии. Кое-что — лаванду, пихтовое, эвкалиптовое, мятное масла — доставляют из Грузии. Во Франции же для Новой Зари делают и большую часть флаконов — по эскизам наших дизайнеров. Как ни странно, их изготовление в России обходится намного дороже.
Но парфюмеры на фабрике работают свои, отечественные. И их носами на Новой Заре очень дорожат.
Нос как залог успеха
О его важности в судьбе парфюмера знают все. Нервничать таким людям противопоказано — иначе можно неправильно пронюхать, а то и вовсе потерять нос. Парфюмер — существо нежное, и потому за границей на уважающей себя фабрике его бережно выращивают. Кстати, там профессия парфюмера, как правило, переходит из поколения в поколение.
У нас все гораздо сложнее. Уже не существует лаборатории парфюмерии в НИИ душистых веществ. Поэтому директору фабрики Антонине ВИТКОВСКОЙ приходится самой отбирать будущих специалистов с химфака университета и собственноручно их обучать.
Из десяти только три-четыре становятся настоящими специалистами.
— Конечно, над новым сортом работает целый коллектив, — говорит Ирина Вощинина, начальник центральной лаборатории. — Каждый хочет вложить все свои знания и душу, чтобы запах стал любимым. Сколько бывает споров, переживаний. И, мне кажется, чем их больше, тем больший отклик это находит у покупателей.
Духи — это прежде всего образ. Иногда он бывает совершенно конкретным — как, например, образ Вячеслава Добрынина, день рождения которого Новая Заря отметила новым одеколоном Сумасшедший дождь. По признанию парфюмеров, мелодию этого запаха им навеяли бархатный голос певца, его роковые глаза и чувственная музыка.
Не чужды парфюмерам и образы литературные: духи Скарлетт были созданы ими для женщин с твердым характером. Когда я вижу, что женщина покупаетСкарлетт , — сказала одна из сотрудницНовой Зари , — я всегда отвлекаюсь и смотрю на нее: значит, ей ничего не страшно в этой жизни. И, судя по тому, как расходятся эти духи, женщин с характером в России много.
А вот с духами Цветы зла, вдохновленными Бодлером, вышла неудача — их покупают не часто. Как корабль назовешь, так он и поплывет, — с грустью шутят на фабрике. Зато одеколон Мэр, созданный в честь московского градоначальника, уверенно пошел по жизни — причем именно тот вариант, который выбрал сам Юрий Лужков. На фабрике говорят, что это запах для мужчины, который создал дом и навел в нем порядок.
А еще заметили, что не встречали такой женщины, которой бы не понравился запах Мэра…
Риск быть нелюбимой
Прежде чем попасть во флаконы, будущие одеколоны и духи проходят весьма неромантический путь. После лаборатории их ждет цех выстаивания, где в огромных металлических баках объемом 1,5-2 тонны готовится парфюмерная жидкость. Сначала она мутна и невыразительна, но через несколько дней приходит в движение и
становится похожа на живое существо. Меняется запах, цвет, выпадает осадок, и через три, семь, а то и двадцать дней на свет рождается аромат. Чтобы определить его зрелость, парфюмер залезает на бак по лесенке, открывает крышку и снимает пробу.
В год на Новой Заре появляется около трех видов духов и столько же одеколонов. Директор фабрики и рада бы создавать больше, но пока не позволяют средства.
— Хотелось бы и более современную, изящную упаковку, — говорит Антонина Витковская. — Что касается запахов, я считаю, на сегодня они состоятельны — мы стараемся идти в ногу с мировой модой. Конечно, надо завоевывать внешний рынок. Но сейчас главное для фабрики — обеспечить наш рынок хорошей и одновременно
доступной парфюмерией. Потому что подделки, которые привозят к нам из Польши, Турции, — ужасны. Они могут вызывать и раздражения, и аллергию.
Из мечтаний Антонины Витковской можно составить целый список: создать на фабрике производство косметики, выпустить духи unisex, открыть музей русской парфюмерии, фирменный магазин и школу продавцов, которые умели бы продавать парфюмерию.
— Придите в любой наш парфюмерный магазин, — говорит Антонина Витковская. — Там море запахов. Как можно правильно выбрать? На Западе при каждой уважаемой фирме есть школа продавцов, которые учат мужчин и женщин правильно находить свои ароматы. Ведь в жизни запахи играют очень большую роль.
Один знакомый парфюмер как-то сказал мне: Женщина, которая не любит духи или не может правильно их подобрать, рискует быть нелюбимой.
Рандомно подобранные статьи:
BROCARD АНРИ БРОКАР
Методически связанный материал:
-
Милые дамы, вы еще спите! А мне не терпится поделиться новостью. Я как-то здесь упоминала, что давно мечтаю познакомится с продукцией фабрики Новая заря,…
-
ХХ век подарил миру около 2000 ароматов, из которых примерно 1800 были выпущены в течение его последних 25 лет! Число новинок, ежегодно выходящих на…
-
Дом burberry посвятил новый аромат своему фирменному тренчу
Burberry – британец во всем. Последний аромат этого Модного дома посвящен классическому тренчкоту Burberry и запаху Лондона после дождя. Смотрите также:…
-
Fendi выпустит новый аромат l`acquarossa
Лето в разгаре, но парфюмерные дома уже готовят сюрпризы к осени. Порадует всех поклонниц и бренд Fendi. В сентябре марка готовится представить новый…