Два француза, три императрицы и одна жена наркома: самые популярные версии о происхождении «красной москвы». часть вторая.

Приветствую самых терпеливых читателей, и мы продолжаем разбираться в хитросплетениях, возникших за без малого 100 лет вокруг легенды отечественной парфюмерии — духов Красная Москва. Итак, императрицы и букеты осталивсь в прошлом, и советская действительность предлагает свои версии.

Версияпятая – безапелляционная: Август Мишель, оставшийся работать на бывшей фабрике Брокара после ее национализации, недолго думая, переименовал «Любимый букет императрицы» в «Красную Москву». Такоеутверждение, какя уже говорила, можно увидеть на сайте «Новой Зари» . Причем, на странице ароматат сказано, что произошло это в 1925 году, а в соответствующем разделе интернет-магазина фигурирует 1917-й.

И это не единственная нестыковка. Например, мне несколько раз встретилось утверждение, что «Любимый букет императрицы» был альдегидной композицией. Вопреки расхожему мнению, альдегиды стали применяться в парфюмерии не в 20-е годы прошлого века, а немного раньше – примерно с 1905-го. Но«Красная Москва» всюду заявлена как шипр, в пирамидеаромата альдегиды никогда не были указаны.

Не фигурирует и сам парфюм во всевозможныхсписках лучших альдегидных или самых известных альдегидных ароматов, которые так любят составлять парфюмерные критики. А авторкниги От древних благовоний к современным парфюмерии и косметике (1977) Станислав Войткевич и вовсе утверждает, чторецептура Любимого букета императрицыбыла изменена очень значительно:

Учитывая дух времени, август Мишель в 1924 году создал бессмертную Красную Москву. Он использовал для начальной ноты бодрящий запах бергамотного эфирного масла и цветов апельсина. Основной тон запаха духов определялся альфа-изометилиононом (кетон, жидкостьс запахом ириса, древесными и пудровыми нотами) , ввод которого в композицию достиг 35%.

Духи содержали также продукты с запахом жасмина, мускуса, пряностей.

Два француза, три императрицы и одна жена наркома: самые популярные версии о происхождении «красной москвы». часть вторая.

Разнятся и субъективные описания этих двух ароматов.

… Ноты бергамота, цветущий букет жасмина и нероли пересекаются с мускусными нотами. Свежесть, легкость, прозрачность основного цветочного запаха словно обволакивают ароматы цветочных смол, придавая букету свежих цветов необычное звучание — такая характеристикакочует с одного сайта на другой.

Безымянные авторы уверяют, что она относится именно к Любимому букету императрицы и датируют ее серединой 20 века, однако нет ни одного указания на первоисточник и никаких доказательств, что эти слова действительно имеют хоть какое-то отношение к знаменитым духам. Но даже если они и правы — сравним приведенное выше описание с тем, что дает Красной Москве Рудольф Фридман, советский парфюмер, автор многих ароматов и книг по парфюмерии:

Теплый и нежный, даже несколько жаркий, но интимный и мягкий. Красная Москва ассоциируетсяс изящной теплотой, игривой и кокетливой томностью, мелодичной и пластичной певучестью.

Свежесть и легкость с одной стороны, и теплота, интимность и томность — с другой. Да и мог ли даже французский парфюмер преподнести императрице духи с интимным и томным звучанием? Вопрос остается дискуссионным.

Версия шестая – патриотическая: «Красная Москва создана по заказу жены наркома Молотова ПолиныЖемчужиной.Якобы именно по ее инициативепарфюмеры Новой Зари, и в том числе Август Мишель, попытались повторить легенду французской парфюмерии «Шанель №5». ДействительноПолина Семеновна путешествовала по Европе и привезла в Советский Союз множество новинок. Однако саму версию опровергает простая хронология событий.

На Новую Зарю Полина Жемчужина попадает лишь в 1927 году, а к этому времени Красная Москва уже вовсю выпускается. До 1929 года жена наркома Молотоваостается секретарем партийной ячейки, а в 1930-м занимает директорское кресло. Очевидно, именно отсюда растутноги у городской легенды о том, что Красная Москва — это украденнаяШанель № 5. Тем более неубедительно выглядят предположения, что Полина Жемчужина могла лично участвовать в создании аромата.

Едва ли это было по силам бывшей папироснице с табачной фабрики и аптечной кассирше, пусть и получившей позже экономическое образование.

Версия седьмая – идеологически безупречная:парфюмерную легенду создал не какой-то сомнительный француз, абезликий и благонадежный коллектив авторов.

Первый учительмой — знаменитый среди парфюмеров француз Мишель. Коллектив наших сотрудников тогда и изобрел духи Красная Москва. Было это 1925 году. — скажет ученик Августа Мишеля, главный парфюмер Новой Зари Павел Иванов в интервью журналу Юный техник в 1971 году. Хотя пятью годами раньше в 40-м номере журнала Огонек за 1964 год о том же Иванове напишут:

…Иванов пришел на парфюмерную фабрику учиться тонкому искусству создания духов. Учится он у знаменитого француза Мишеля, автора Красной Москвы и Кремля.

Подтверждает авторство Августа Мишеля и крупнейшийрусский парфюмер Алла Бельфер. Кстати, единственный в России член французской Академии парфюмеров. Вот что говорит она в интервью Дмитрию Быкову:

Мне повезло, меня учили людилегендарные, специалисты Новой Зари Павел Васильевич Иванов и Елена СеменовнаКабошина. Иванов — изобретатель наиболее известных духов Новой Зари. И он, и Елена Семеновна учились у знаменитого Мишеля — французского парфюмера, в 1924 году придумавшего Красную Москву.

Потом это замалчивалось, чтобы духи считались чисто русским изобретением.

Вот такая она, оказывается, загадочная, эта Красная Москва.

На дне рождения дочки я решила развлечь коллектив юных дев и отдала им на растерзание свои коробки с парфюмерией. Девицы оказались по-северному деликатны, терзали умеренно, не забывая с серьезным видом рассуждать о шипрах и востоках. 7-миллилитровый новодельный флакончик с Красной Москвой я, каюсь, подсунула им сознательно и проследила, чтобы обратили на него внимание — было интересно узнать, как отреагирует подрастающее поколение.

Норм! — сказало поколение. — Цветами пахнет, можно носить.

Рандомно подобранные статьи:

Любимый букет моей бабушки


Методически связанный материал:

Комментарии закрыты.