Винтажные духи: мода на вечную классику
Винтаж – это направление в моде, особенно в одежде, которое пропагандирует возрождение модных тенденций прошлого. Мода на одежду «с чердака» постепеннораспространилась и на аксессуары, дополняющие и подчеркивающие стиль женщины: шляпки, сумки, часы, и, конечно же, духи. Винтажные духи в XXI веке – это отдельное направление в парфюмерии, экспонаты которого используют и коллекционируют.
Какие же они, эти вечные эфирные композиции – носители стиля прошлых лет?
Что такое винтажная парфюмерия?
Под винтажем подразумевают, как правило, старинную вещь, которая была модна в эпоху ее создания, отражающая стиль и дух того времени. В XXI веке винтажными считаются парфюмерные композиции, которые были хитами в разные десятилетия XX века. Для определения этого важны следующие принципы:
Возраст. Как правило, винтажными называют парфюмы, выпущенные не ранее пятнадцати лет назад. Нижнего порога для парфюмерии не существует, как например, для одежды – не старше пятидесяти лет.
Связано это с тем, что широкое развитее парфюмерия получила лишь с конца XIX — начала XX века.
Стиль. Возраст – это далеко не единственный показатель. Важен не только тот факт, что аромат стали выпускать пятьдесят лет назад, но и то, что в эту эпоху он считался хитом, «писком» моды.
Духи, которые увидели свет до шестидесятых годов XX века, считаются классическими. Они не просто имеют свою историю. Многие знаменитые люди, любившие и использовавшие эти эфирные композиции, давно ушли в небытие, но то, что они пользовались тем или иным легендарным ароматом осталось в памяти навсегда. При этом неправильно говорить об абсолютно всех парфюмах, выпущенный пятнадцать-двадцать лет назад.
Главный критерий – соответствие духу времени, поэтому просто невозможно подобрать винтажные духи, не зная и не понимая какие из них и почему были популярны в ту или иную эпоху.
Винтажные ароматы в XXI веке
В США парфюмы не входят в понятие винтаж, не в пример одежде, которая раскупается на аукционах с невиданной быстротой и по баснословным ценам. Связано это, во-первых, с риском получить в старинной коробке совсем иной аромат (так как духи требуют бережливого хранения), а во-вторых, низкой стоимостью (от 10 долларов США за 50 мл). Тем не менее, интерес к таким ретро-ароматам за последние десять лет, вырос, особенно в Европе.
Под определение винтажные попадают и духи, которые были выпущены в начале XX века и пользуются успехом и сегодня: «Chanel №5» от Chanel, «Красная Москва» и «Ландыш Серебристый» (фабрика Новая Заря), «Может быть» (Польша). Кроме того, некоторые парфюмерные Дома выпускают отдельную линию винтажных ароматов. Так, например, у Chanel есть эксклюзивная линия, которая занимается выпуском ретро-ароматов, наиболее известные из которых – «Bois de Isle» и «Cuir de Russie» (всего около десяти наименований).
Наиболее популярные, судя по объемам продаж – духи парфюмерного Дома Guerlain – «Jicky», «Mitsouko», а также легендарные «Shalimar» и прочие.
К винтажной парфюмерии относят и духи, которые были сняты с производства по различным причинам. Зачастую основная из них – это значительная стоимость натуральных компонентов, которые в ароматах до шестидесятого года XX века использовали более пятидесяти процентов. Натуральные амбра, мускус, пряные компоненты для создания тех композиций стоят баснословных денег
В Италии и Великобритании существуют бутики, которые специализируются на продаже парфюмерии стиля винтаж. Как правило, там продают малознакомые парфюмерные композиции, которые получили признание в узких кругах еще до начала XX века. Одним из таких является семейная компания Penhaligon’s (долгое время она была поставщиком Британского королевского двора), занимающаяся изготовлением парфюма с конца XIX века.
А также более известная марка Acqua di Parma, продукцию которой предпочитали другим более современным ароматам такие звезды как Audrey Hepburn и Ava Gardner. В XXI веке ее любит использовать Sharon Stone.
В России (Москва) вполне можно найти винтажные духи от Dior, Guerlain, Chanel, Caron, Creed, D’Orsay, Acqua di Parma и RogerGallet. При этом самые распространенные ароматы групп:
С базовой древесной нотой: «Vetiver» и «Xerius» от Givenchy.
С цветочными акцентами: «Красная Москва» от Новая Заря, «Nahema» от Guerlain, «Madame Roshas» от Roshas «Narcisse Noir» от Caron и «№5» от Chanel, «Nocturnes» от Caron
С цитрусовыми аккордами: «Eau de Lanvin» от Lanvin, «Drakkar» и «Eau Folly» от Guy Laroche, «Eau de Rochas» от Rochas.
Ориентальные: «Nilang» от Lalique, «Tocade» от Rochas, «Organza» от Givenchy«Habit rouge» от Guerlain.
При этом покупая винтажные ароматы, не стоит бояться выглядеть «белой вороной». Эти парфюмы по достоинству оценило не одно поколение, а также звезды мирового шоу-бизнеса, такие как Giorgio Armani (предпочитает «Knize Ten», созданный в 1931 году), Fred Hughes и Karl Lagerfeld (использующие одеколон, созданный сто пятьдесят лет назад — Penhaligon’s Blenheim Bouquet), Рината Литвинова, обожающая, по ее словам, духи «Красная Москва». Главное, чтобы аромат удачно подчеркивал образ и состояние души.
Галина Ямпольская