Маленькие истории большой парфюмерии
Зачем людям эта ароматная ненужность? Какая польза в нескольких граммах жидкости, запертой в хрустальном флаконе? Почему на протяжении тысячелетий человеку хочется красиво благоухать? Может быть, духи делают жизнь человека более яркой и красивой, а возможно, с их магией ненужности помогают возвыситься над серостью будней? К тому же в них есть мечта и тайна. Некоторые парфюмеры так и называют духи — мечта во флаконе.
А еще благовония, духи, одеколоны, туалетная вода — это увлекательные истории: забавные, лирические, драматические… и даже любовные.
АРПЕДЖИО
Для одной из самых элегантных французских кутюрье Жанны Ланвин источником вдохновения была ее обожаемая дочь Мари-Бланш. К тридцатилетию дочери, тогда уже графини де Полиньяк, мать решает создать особенные духи и подарить их Мари-Бланш. Жанна обращается к молодому талантливому парфюмеру Андре Фресса — просит у него вечный и исключительный шедевр, который будет для всех означать: Думайте о Мари-Бланш. На разработку аромата ушло два года.
Шедевр появился в 1927 году, это была гармоничная смесь болгарской розы и жасмина из Грасса, к которым добавлялись ландыш, чубушник, жимолость… Но как же назвать эту восхитительную композицию, в которой было более ста ингредиентов? Имя придумала сама Мари-Бланш.
Когда она вдохнула аромат, то произнесла лишь одно слово: Arpege (Арпеджио).
К этим духам требовался исключительный флакон. И Жанна попросила Армана Рато, известного скульптора-декоратора, которому доверила оформление своего особняка, придумать его. Мастер придумал блестящий черный шар с золотой пробкой в виде малины.
Поль Ириб украсил шар тонким слоем золота и рисунком. На нем изображены мать и дочь, протягивающие друг другу руки.
БАНДИТ
Майя Плисецкая всю жизнь пользовалась только одним ароматом — это духи Бандит, созданные в Доме Робера Пиге. Мне несколько раз хотелось сменить духи — ну что всю жизнь одно и то же? — признается балерина. — А мне не подходит! Кстати, духи Бандит придумала первая женщина-парфюмер Жермен Селье. Жермен любила краткие, острые, чувственные формулы. В аромате, созданном ею в 1944 году, где соединились шипр с нотками кожи, все это есть.
Говорят, что основную тему Бандита она искала вместе с Робером Пиге на… лобках его манекенщиц.
МИСС ДИОР
В 1947 году, когда Кристиан Диор открывал свой Дом моды, показ первой коллекции он сопровождал демонстрацией своих первых духов Miss Dior. Miss Dior были созданы парфюмером Ваше. Рекламная афиша, на которой изображен белый лебедь с жемчужным ожерельем и черным бархатным бантом на шее, скользящий по большому листу оранжевой бумаги, принадлежала художнику Рене Грюо. Упаковку из рогожки придумали, глядя на одну из тканей, предложенную для коллекции Виктором Гранпьером.
Композитор Анри Core сочинил вальс в честь Miss Dior. А что же сами духи? Тут случился небольшой казус… Диор испробовал аромат на носах всех окружавших его женщин: швей, продавщиц, светских дам, с которыми дружил, и те в один голос заявляли, что запах… отвратительный. Но Диор не слушал никого, он был уверен в качестве духов и выпустил Miss Dior в мир.
И оказался прав: во время показа коллекции в Доме моды Диора, в особняке на улице Монтель, очаровательные девушки всех гостей при входе опрыскивали новыми духами. И духи, и коллекция произвели сенсацию.
В связи с Miss Dior вспоминается еще одна удивительная история. Году в пятидесятом хореограф Морис Бежар оказался в Лондоне, где на несколько недель
обосновался в доме первой леди английского балета Марго Фонтейн. Бежар вспоминает, что Марго обожала светские выходы и он сопровождал ее в разнообразные ночные заведения, бары и кабаре. Фонтейн с перебором душилась Miss Dior.
Балерина была лет на восемь старше Бежара, но, несмотря на это, он влюбился в нее, и с тех пор, в течение долгого времени, у него дома стоял флакончик Мисс Диор. Я капал несколько капель на носовой платок, — говорит Бежар. — И этот аромат был для меня: первое — Ею, Марго Фонтейн, второе — Танцем.
ВЫСОКО В ГОРАХ
В какие только дремучие места не заносит парфюмеров в поисках новых ароматов. Так, София Гройсман вместе со специалистами фирмы Yves Rocher совершила экспедицию на гору Неблина на юге Венесуэлы. Специалисты поднимались к вершине и записывали запахи с помощью специальной аппаратуры, которая позволяет передать химический состав аромата любого растения, дерева, плода, даже предмета.
Это были не только ароматы тропических и горных трав и цветов, но и насекомых, камней, мха, даже тумана и влажной почвы. Запахи были измерены дважды — утром и вечером, впоследствии они составили основу новых духов.
КРАСНЬЙ ПЛАЩ
Трудно сказать, из чего и как рождается новый аромат. Из фантазии, точного парфюмерного расчета, а может, из некоего видения, которое неожиданно мелькнет перед взором парфюмера, как это случилось с ароматом Habit Rouge (Красный плащ), мужской туалетной водой, созданной Жан-Полем Герленом. Сам Жан-Поль описал это так: Клубы сизоватой мглы запутались в багряных кружевах закатного лета.
Звенящую тишину утра нарушил лай собак, сопровождаемый повелительным пением охотничьего рожка. Мелькнул и пропал ярко-красной вспышкой плащ всадника, резко натянувшего поводья арабского скакуна. Не сон ли это?
Однако воздух хранил воспоминание о Рыцаре красного плаща — осенние волнующие ароматы, смешанные с чувственными нотами табака и кожи.