Дженерик и оригинальный препарат

Дженерик и оригинальный препарат

Создание нового лекарственного средства – очень сложный и дорогостоящий процесс, затраты на который измеряются подчас сотнями миллионов долларов. Именно поэтому в мире сравнительно немного крупных фармацевтических компаний занимаются разработкой новых лекарств (многие из них в последнее время объединяются, чтобы совместными усилиями обеспечить колоссальные расходы на поисковые исследования и внедрение).

Оригинальный препарат

В среднем на разработку нового лекарственного препарата – от стадии разработки до стадии регистрации – необходимо 12–15 лет. Изучаются как физико-химические, так и биологические свойства вещества (в том числе такие крайне важные показатели как токсичность, мутагенность, канцерогенность и т.д.), затем следует длительный процесс испытания и тестирования препарата на добровольцах, отслеживание побочных эффектов, вывод лекарства на рынок.

Препарат, разработанный и полученный в ходе этого процесса, называют оригинальным. В начале своего существования он защищен патентом. Полученный патент и срок его действия обеспечивают фирме, создавшей препарат, право на его эксклюзивное распространение без конкуренции со стороны других производителей, компенсацию затрат на его разработку, а также получение прибыли.Дженерик и оригинальный препарат

Препараты: дженерики

Если высокая эффективность и практическая ценность препарата в клинических исследованиях и широкой клинической практике подтверждена после окончания срока действия патента, лекарство на законных основаниях может быть воспроизведено другими компаниями. Копии оригинальных препаратов называются дженериками (от английского « generic » — калька).

Тенденция к широкому использованию высококачественных дженериков отчетливо проявляется во всем мире, включая экономически развитые страны. Правительства этих стран стремятся снизить быстро растущие затраты на здравоохранение. Использование же качественных и чаще всего более дешевых, чем оригинальные брэнды, препаратов-дженериков существенно сокращает затраты и одновременно обеспечивает надлежащее качество лечения.

На сегодняшний день доля дженериков на фармрынке США и Канады составляет 30% (по сравнению с 14% в 1991 году). В Великобритании, Германии, Дании и Голландии доля дженериков достигает 50%.

Биоэквивалентность дженериков

При соблюдении технологии производства и подтверждении его качества в результате должным образом проведенных тестов, препарат-дженерик имеет тот же терапевтический эффект, что и препарат-брэнд и считается безопасным и эффективным. При отсутствии такой системы проверки неэффективные и даже небезопасные для здоровья дженерики могут попасть на фармацевтический рынок.

В практике международной торговли медикаментами необходимо учитывать различную степень контроля лекарственного рынка в тех или иных странах. В материалах ВОЗ неоднократно отмечалось, что примерно из 190государств – членов этой организации лишь около 30имеют достаточно развитую систему контроля в сфере производства и обращения фармацевтических препаратов, следовательно, остальные 150–160стран эффективным механизмом государственного регулирования лекарственного рынка не располагают.

Ядро группы стран с эффективной контрольно-разрешительной системой составляют 15членов Евросоюза, США, Япония, Канада и Австралия. К ним примыкают Австрия, Швейцария, Норвегия, Венгрия, Чехия, Словакия, Сингапур и некоторые другие государства. Препараты, поступающие на рынок из стран, не входящих в тридцатку лучших, нуждаются в проведении дополнительных исследований, а документы по качеству (например, регистрационные удостоверения и сертификаты GMP ) – в дополнительном подтверждении.

Классической для клинического фармаколога стала работа C . N . Nightingale , представленная в 2000 г. на 5-й конференции по макролидам, азалидам, стрептограминам, кетолидам и оксазолидинонам, проводившейся в Севилье (Испания). В ней автор с применением стандартов Американской фармакопеи сравнил оригинальный препарат кларитромицина (Клацид) с 40 копиями, производимыми в 13 странах Латинской Америки, Азии и Африки. Основные выводы можно сформулировать следующим образом:

70% дженериков растворяются значительно медленнее оригинального препарата, что критично для их биодоступности; 80% дженериков отличаются от оригинала по количеству действующего вещества в одной единице продукта; количество примесей, не имеющих отношения к действующему началу – кларитромицину, в большинстве образцов больше, чем в оригинале. В самом «лучшем» дженерике их 2%, в «худшем» – до 32%.

В настоящее время основным методом подтверждения качества дженерических лекарств в государствах Европейского Союза, в США и многих других странах является определение эквивалентности дженерика оригинальному препарату.

Существует три вида эквивалентности лекарственных препаратов: фармацевтическая, биологическая и терапевтическая (таблица).

Основными факторами, влияющими на эквивалентность лекарственных средств, являются:

физические свойства действующих веществ; химические свойства действующих веществ; вспомогательные вещества; технологический процесс; условия хранения; тип упаковки (стекло, пластмасса, бумага).

Параметры оценки эквивалентности дженериков

Фармацевтическая эквивалентность

Препараты должны быть:

в одинаковой лекарственной форме и содержать одинаковые активные ингредиенты; предназначены для одного способа введения; идентичными по силе воздействия или концентрации активных веществ

По результатам исследований, основные параметры дженерика и оригинального средства идентичны или отличаются не более чем на 15–20% по следующим параметрам:

степень и скорость всасывания лекарства; время достижения и уровень максимальной концентрации в крови; характер распределения в тканях и жидкостях организма; тип и скорость экскреции

Препарат-дженерик по сравнению с оригиналом (по результатам клинических исследований) должен:

содержать ту же активную субстанцию; обладать такой же эффективностью; быть таким же безопасным

Источники : FDA, ElectronicOrangeBook, Approved Drug Products with Therapeutic Equivalence Evaluations, 20th Edition, 2000; ЕМЕА , The rules governing medicinal products in the European Union. Investigation of Bioavailability and Bioequivalence , v .3 C , 1998, pp .231–244.

Как показывает мировой опыт, корректно проведенные исследования фармацевтической эквивалентности и биоэквивалентности практически гарантируют терапевтическую эквивалентность «добросовестного дженерика» и оригинального препарата, то есть одинаковую степень эффективности и безопасности терапии.

Утверждать, что дженерик эквивалентен оригиналу можно только в случае, если существует документальное подтверждение по всем трем видам эквивалентности. В связи с этим расхожая фраза дженерик – это то же самое, что оригинал, только дешевле является некорректной и вводит врача и пациента в заблуждение.

Как правило, высококачественные дженерики, терапевтически эквивалентные оригиналам, имеют относительно высокую стоимость. И это не случайно, так как для производства клинически эффективных препаратов-дженериков добросовестные и серьезные фармфирмы используют дорогостоящие субстанции ведущих мировых производителей, а культура фармпроизводства соответствует самым высоким технологическим стандартам. Следовательно, произвести одновременно высококачественный и очень дешевый лекарственный препарат, в принципе, невозможно.

Дженерики, терапевтически эквивалентные оригиналам, имеют много преимуществ и тем самым оправдывают свое существование и активное применение в практическом здравоохранении. Эти преимущества таковы:

цены на дженерики существенно ниже, чем на оригинальные препараты, а это значит, что они более доступны больным; дженерики позволяют врачам стремиться лечить всех и хорошо даже в экономически слабых странах, используя самые современные воспроизведенные препараты взамен дорогих оригинальных, а также наиболее прогрессивные схемы и стандарты лечения; дженерики хорошо изучены с точки зрения эффективности и безопасности, дают возможность выбора врачу и пациенту; назначение дженериков рассматривается как проявление свободы и независимости врача по отношению к фирмам-производителям и предоставление возможности выбора пациенту; давление дженериков на рынке является одним из факторов, заставляющих компании, производящие оригинальные препараты, быстрее внедрять новые перспективные разработки.

Рандомно подобранные статьи:

Аналоги лекарств. Дженерики и оригинальные препараты.


Методически связанный материал:

Комментарии закрыты.